2013291015583926481

Мне тут вот о чем подумалось.

Кажется, я понимаю, почему многие россияне, страстно желая свалить из страны, боятся сделать это. И почему некоторые из тех, кто всё же уехал, вскоре начинают ныть на тему «кому мы там нужны».

Вчера я наткнулся в фейсбуке на объявление одного моего знакомого, что ему требуется «Руководитель проекта». И тут же еще несколько человек подтянулись, которым то самое же требуется.

А я, как раз так совпало, сейчас плотненько общаюсь по своим делам с PMBoK-щиками*. Думаю, почему бы не помочь людям. Одним — найти нужного специалиста, а другим — получить контракт на ведение проекта.

Ан, нет, оказалось, что на самом деле моему знакомому нужен не руководитель проекта. Ему нужен менеджер по продажам, программный архитектор и руководитель рабочей группы в одном флаконе. Вот такого вот многостаночника-универсала он и называет тремином «Руководитель проекта». И другим, кто искал «руководителя проектов», тоже оказался нужен кто-то другой, как правило такой же «многостаночник».

«Что в этом плохого?» — спросите? Ну подумаешь, терминология не совпадает!

Ну как сказать. Конечно, нет ничего плохого в том, что компании нужен такой вот многостаночник, если он справляется с теми обязанностями, которые на него компания взвалила. Проблема в другом. Проблема не тут вообще не в терминологии, а в полном несовпадении бизнес-моделей.

В нормально организованной Западной (да и Восточной, кстати) корпорации, в административной структуре их бизнеса, само существование вот таких вот многостаночников — не предусмотрено. Равно, как и обязанностей, которые они должны выполнять.

Беда в том, что переняв в 90-е годы всю внешнюю атрибутику цивилизованной корпоративной культуры, включая терминологию и названия должностей, российская корпоративная культура не переняла ее сути и осталась внутри ровно той же самой, какой и была, чисто совковой.

Именно поэтому словом «маркетолог» в России называется не тот, кто проводит исследования рынка, а тот, кто заказывает сувенирку для презентаций и организует корпоративы и выставки.

Пресс-секретарь — это не тот, кто прессует руководство компании, заставляя выстраивать правильные отношения с прессой, а тот, кто пишет в твиттере то, что приказал написать начальник.

Руководитель проекта — это не тот, кто умеет просчитывать критический путь и нивелировать риски, а тот, кто тянет на себе всю операционную текучку, рутину и служит мальчиком для биться за все проколы начальства.

Железный занавес, он рухнул только на бытовом уровне. А вот на бизнес-уровне он как был, так и остался с советских времен. Несовместимая бухгалтерия, несовместимые банковские правила, валютный контроль, паспорта сделок… чрезвычайно жесткая изоляция от мировых бизнес-реалий. И западные правила ведения бизнеса, вдребезги разбивающиеся о российское законодательство и сложившиеся деловые традиции.

В итоге — российский бизнес и «заграничный бизнес» — это две совершенно разные бизнес-цивилизации, причем цивилизации, в принципе несовместимые, не имеющие никаких точек соприкосновения. И административные навыки, приобретенные в рамках одной цивилизации, будут совершенно непригодны для другой. И более того, жестко мешающие получению новых навыков.

Единственное исключение из этого правила — пожалуй только разработчики софта, работающие по майкрософтовским стандартам MSF — единственный лучик цивилизованного бизнеса, который смог пронизать российский мрак.

Короче, вы должны понимать, что какие бы крутые административные навыки вы не имели бы и каких бы выдающихся успехов на почве руководства бизнес-процессами вы не достигли в России, все эти ваши успехи и навыки мгновенно превратятся в тыкву, как только вы пересечете границу, за которой начинается цивилизованный мир.

Если вы умеете программировать, то ваша голова закружится от открывающихся перспектив. Если вы умеете ремонтировать Мицубиси или ставить капельницы больным, к вам выстроится очередь работодателей. Если вы реаниматолог или нейрохирург, знающий хоть какой-то язык, кроме русского, ваше блестящее будущее обеспечено.

Но если вы получали в России зарплату в 5000 баксов в должности «директора по маркетингу» или «руководителя проекта», и рассчитываете делать то же самое в цивилизованных местах, то увы, не получится. Просто потому, что здесь под словами «маркетинг» и «проект» подразумевается совсем другое, не то, что на вашей родине.

Если вы поймете и осознаете это, если вам будет не западло начать жизнь с нуля в новом качестве, полностью забыв свой прежний опыт, то уже через пару лет вы станете полноценным членом нового общества, ведущим достойную жизнь.

Но если вы и дальше будете воображать себя «руководителем», «менеджером», «специалистом» по какому-то бизнес-процессу, то очень скоро вы пополните ряды тех, кто с горечью пишет в фейсбуке о том, что «никому вы тут за границей не нужны».

И знаете, вы будете правы. Какому обществу нужны люди, не приносящие ему никакой пользы! И самое главное, которые даже не пытаются эту пользу принести, которые даже не в состоянии понять, что они должны хоть чем-то отблагодарить тех, кто приютил их.

 

PMBoK — один из стандартов управления проектами.

Комментарии   

#5 Nikita Goncharuk 10.08.2018 12:05
Добрый день. В моей жизни случилось так, что я попал в России к управленцу, который как раз все эти основы. Но даже при таких вводных при переезде в США полгода назад и сразу понял, что уровень «руководителей проектов» из России и из США совершенно разный.
Во много Вы правы. В России, кроме моего СЕО и исполнительного директора, коллеги приходили ко мне с чем не попадя. Обосновав это так: «ну ты же менеджер проекта, а это вот проект». К примеру, «проект» по покупке погрузчиков или сдачи лома:))
+2 #4 Рустам Валиев 08.07.2018 17:12
А чтобы тиражировать - нужно сначала исследовать, т.е. разъять целое на части, затем - четко формализовать эти части.

Что собственно и делается в любой науке - в том числе и управленческой. Т.е.смесь качеств, ведущих к успеху, разложили по "базису" ролей - менеджера проекта, менеджера продукта и т.д.

ни в PMbok ни в MSF нет прямого запрета совмещать разные роли ... но есть таблицы совместимости ролей ...

Какие-то совместимы хорошо, какие-то - чуть хуже ... какие-то роли антагонистичны

Так, к примеру, большим открытием для многих начальников будет то, что роли "Менеджер проекта" и "Менеджер продукта" антагонистичны и их сочетание в одном человеке крайне не желательно

Но наши начальники не ведают про это и радостно грузят все на одного ослика ... сильно отстать в это ситуации не дает только одно - мы - как и при совке - клонируем уже успешные идеи ... с некоторым запозданием ....
#3 Рустам Валиев 08.07.2018 17:11
В целом же Вы правы (с одной стороны) - схемы организации работы у нас кустарные и очень много зависит от харизмы управленца и его технических навыков. Проблема в том, что это не тиражируемо, - ни горизонтально (к другим людям) ни вертикально - по другим проектам, ни "по времени" - технические навыки быстро устаревают.
-1 #2 Рустам Валиев 08.07.2018 17:10
MSF - это тоже про манагерство, сиречь управление проектами - разработчикам это до одного места

Вы, наверное, спутали с MFC (это про программировани е, но, правда, уже "ушедшая натура").
+2 #1 Рам Скибин 05.07.2018 18:43
А как насчет паразитов? Неужели у них нет места под солнцем?
Ведь сама природа их создает!? И не только паразитов, но и кровососущих!

Чтобы иметь возможность оставить комментарий к материалу или ответить не имеющийся, авторизуйтесь, щелкнув по иконке любой социальной сети внизу. Анонимные комментарии не допускаются.



-->
Дизайн A4J

Карта сайта