- Информация о материале
- Создано: 25 марта 2023
Продолжаю «аудиофильскую тему». Это остро необходимо, с учётом того, какое количество аудиофилов набежало в комментах на фейсбуке к предыдущему посту. Аж рука банить устала.
Но для начала давайте определимся с терминогологией и дадим определение «аудофила». Итак, аудиофил, это человек, которого однажды наипали, впарив ему по цене автомобиля «суперкачественную аидоаппаратуру с теплым ламповым звуком», и который обнаружив, что звук этой аппаратуры ничем не отличается от звука другой аппаратуры (а зачастую – даже хуже), никак не может принять факт, что его наипали и активно убеждает себя и окружающих, что только его «ламповый звук» самый что ни на есть крутой, а любой остальной звук - отстой.
Поскольку типовой аудиофил, как правило, человек нахватавшийся лишь самых поверхностных знаний на аудиофильских интернет-форумах (причем в 110% эти знания противоречат законам физики и здравого смысла) любой конструктивный диалог с ним невозможен в силу принципа Данинга-Крюгера.
Ну вот, а теперь по сути. В прошлый раз я обещал рассказать, что такое этот самый «Класс D», вызывающий у аудиофилов жуткий батхед.
Рассказываю.
Долгое время все звуковые усилители делились, в зависимости от режима работы на три класса, А, В и АВ. Нормальному человеку знать, в чем отличия этих классов не надо, иначе он рискует превратиться в аудиофила. Достаточно знать, что вокруг каждого класса собралась религиозная секта аудиофилов, которые молятся на свой класс и ненавидит другие классы. Но между ними есть различия.
Сектанты класса А считают, что адептов класса В надо пороть розгами на конюшне. Сектанты класса В то же самое думают про адептов класса А, но полагают, что розги надо для начала смочить соленой водой. Что касается религии АВ класса, то он называется так вовсе не потому, что стремится примирить А и В, и потому, что его сектанты полагаю, что адептов классов А и В надо пороть не розгами, а кнутом.
И вот появляется новый класс усилителей, класс D. Это совсем последнее веяние, которое стало возможным потому, что лишь в последние годы появилась элементная база для его создания.
Строго говоря, усилитель класса D это по своей сути и не усилитель вовсе, а «модулятор».
Если на вход усилителя классов А, В и АВ подать маленькую чистейшую божественную синусоиду, то он из маленькой слабой синусоиды сделает большую и сильную и отправит ее на динамики. Но эта большая синусоида уже не будет ни «чистой», ни «божественной». Потому что усилитель внесет в нее искажения. Обязательно внесет. Потому что усилители и А и В и АВ – нелинейные, то есть они не могут на выходе воспроизвести точно то, что на входе.
Если вы наберете в гугле словосочетание «вольтамперная характеристика транзистора» или «вольтамперная характеристика лампы», вам вывалится куча непонятных графиков.
Но их вам и не надо понимать. Достаточно увидеть, что там все линии кривые. Вот это и есть «нелинейность». А чтобы искажений не было, линии должны быт прямыми, то есть «линейными». Сорри за тавтологию.
Так вот, усилитель класса D отличается от всех прочих тем, что он, собственно, не усиливает звуковой сигнал, а «модулирует».
Если на вход такого усилителя подать чистую божественную синусоиду, то он не будет ее усиливать. Он превратить ее в серию высокочастотных импульсов, и отправит на динамик не синусоиду, а эти непонятные импульсы. Но мы при этом услышим из динамика не импульсы, а именно синусоиду. Просто потому, что такова психофизическая особенность нашего восприятия звуков.
И эта слышимая нами синусоида, зараза, будет той самой, божественной и чистой. Потому что усилитель класса D – это единственный класс усилителся, который теоретически абсолютно линейный. Это происходит потому, что все искажения, которые вносит этот усилитель, будут вноситься не в звуковую составляющую, а в те самые несущие высокочастотные импульсы, которых мы не слышим. А огибающая их звуковая составляющая останется неприкосновенной.
Справедливости ради, надо признать эта абсолютная линейность на практике пока не достигнута, но она может быть и будет достигнута, в отличие от классов А,В и АВ, где она недостижима в принципе.
Есть у усилителя класса D и куча других достоинств. Главные из которых экономичность, воспроизводимость и стоимость. Чтобы объяснить, какова его экономичность, скажу только, что если аккумуляторная блютус колонка с усилителем D проработает десять часов, то такая же колонка с усилителем А проработает всего полчаса от силы. Поэтому во всех носимых устройствах уже давно никаких других усилителей, кроме как D, давно нет.
А «воспроизводимость», это то, что D усилители вовсе не надо настраивать. В силу их полной линейности. Когда вы покупаете усилитель класса A за 5000 баксов, то 4900 из этих пяти будет стоимость работы настройщиков, которые тщательно вручную отбирали и настраивали компоненты так, чтобы они работали на более-менее прямолинейных участках этих кривых «вольтамперных характеристик». Классу же D на эти характеристики по фигу, там кривизна транзисторов ни на что не влияет.
А раз ничего не надо отбирать, сортировать и настраивать, то это значит, что чипы с усилителями класса D можно штамповать на конвейере в любых количествах из песка, что лежит под ногами, и стоить они будут как этот песок. И так оно и есть. Та платка, чей снимок я поместил в прошлом посте обошлась мне в доллар с чем-то. И это не один чип, а плата, со всеми компонентами.
Есть у D и недостатки. Кто хоть немного разбирается в радиотехнике, уже понял, что усилитель класса D делает все то же самое, что радиопередатчик: модулирует радиочастоту звуковой составляющей.
Он и есть, по сути, радиопередатчик. Только передает это все не в эфир, а внутри себя по проводам. Но провода, это ведь тоже антенны, поэтому и в эфир тоже излучается дай боже как. Если вон ту платку, что была на прошлом снимке, я запущу в дело в том виде, как она есть, все соседние дома смогут слушать мою музыку в приемниках на средних волнах. Поэтому надо делать специальную обвязку, чтобы не излучалось. И стоимость такой обвязки может превышать стоимость собственно усилителя.
Есть другие мелкие недостатки.
Но с точки зрения аудофила у усилителя класса D есть два совсем других главных недостатка. Первый, это то, что вместо чистой божественной синусоиды класс D выдает какую-то непонятную импульсную хрень. Да вот судите сами, вон она эта хрень на фотке. То, что эту хрень невозможно отличить на слух от чистой божественной синусоиды лишь наглядно доказывает аудиофилу, что класс D – это сплошное жульничество, обман и бесовство.
И когда аудофилы собираются на совместные молитвы, их пастор непременно читает им проповедь, что «класс D это цифровой звук, а цифровой звук в принципе не может быть качественными…» толпа прихожан подхватывает молитву: «О да, цифровой звук не может…».
Пацаны, а вы вообще в курсе, что вы сейчас никакого звука, кроме «цифрового» уже лет тридцать, как не слушаете? Что все студии звукозаписи перешли на цифру в течение еще в течение 90-х?
Тем более что класс D он вовсе не «цифровой», а «импульсный», аналоговый. Понимание этого – это база, основа основ, и если человек не понимает разницы между «цифровым» и «импульсным» он вообще ничего не понимает. Это ваще нулевой уровень.
Второй главный недостаток класса D, с точки зрения аудиофила, гораздо более криминален. Ведь любому аудиофилу очевидно, что не может чип стоимостью 80 центов звучать так же, как теплый ламповый усилок, «за который я заплатил несколько тысяч баксов». Ну очевидно же, что это какое-то мошенничество и цирковой фокус!
Если спросить аудофила, отличит ли он на слух класс D от любого другого класса, он с апломбом заявит, что безусловно, отличит. Но если ему предложить сделать это на практике, он так или иначе непременно выкрутится, чтобы избежать этого прослушивания. Вот, например, в предыдущих комментах один аудиофил поставил мне условие, что «я, конечно, прилечу к вам и отличу одно от другого на слух, если вы оплатите мне дорогу до Кипра и проживание в гостинице». Абсолютно никакого риска!
Иногда меня ехидно спрашивают в ответ, а сами-то вы отличите?
Я честно отвечаю, что нет, конечно же не отличу. Именно так вам ответит человек, который реально разбирается в теме. Потому, что во всем мире нет ни одного специалиста, который отличил бы. Можно отличить плохой усилитель от хорошего и хороший от великолепного. Можно услышать все недостатки и искажения очень хорошего усилителя и даже иногда определить их причину.
Но в природе не существует каких-то специфических дефектов звука, которые были бы присущи именно классу D и отсутствовали бы у других усилителей. Если речь идет о качественном усилителе, вы можете лишь сделать суждение о его недочетах, а вот определить на слух его класс – это все равно, что определять цвет автомобиля методом слепого прощупывания.
Вот как-то так.
Продолжение следует…